По постановлению Новозыбковского Земского Собрания в 1873 году в центре города на южном берегу озера Карна было завершено строительство
здания. В 1875 году по предложению директора училищ Черниговской губернии в нем было открыто реальное училище.
В 1920 году на базе реального училища были открыты одногодичные курсы по подготовке учителей для начальных классов, а в 1921 году здесь был открыт педтехникум, в котором с середины 20-х годов началась подготовка специалистов и для сельского хозяйства. Учебное заведение получило название политехникум, в составе которого было 2 отделения: сельскохозяйственное и педагогическое. Педагогическое отделение готовило учителей и частично избачей, клубных работников.
В 1930 году на базе политехникума был открыт Новозыбковский учительский институт по подготовке учителей русского языка и литературы, математики и физики с 2-годичным сроком обучения. Позднее появились другие факультеты – факультет иностранных языков, биологии и химии с традиционным сроком обучения.
В 1976 году по решению Министерства просвещения с 1 июня открылось педагогическое училище. Первоначально необходимо было решить 3 важнейших задачи: подобрать соответствующие кадры, выполнить план набора на первый курс, обеспечить студентов учебной литературой, преподавателей - учебными планами, программами и соответствующей методической литературой. Эти задачи были решены успешно силами нового коллектива, которым руководил Выкочко Леонид Минович, имевший к этому времени 30 летний стаж работы в школе.
Коллектив преподавателей был создан из лучших учителей школ города Новозыбкова (Кривецкий М.И., Брянцев А.И., Белугина Ю.Н., Ковалёв Н.М., Ковалёва А.Л., Сысоева К.Н., Пронченко Э. В., Чернова Л.М., Пизюков И.В., который был назначен завучем), преподавателей Суражского педучилища (Глинский А.Н., Глинская В.Д., Чирок В.Г., Чирок А.В., Филипченко В.П., Филипченко Е.И., Сустов М.К., Гусаков М.А., Мехедова Т.В., Бакун С.М., Менделеева Т.П.), оставшихся в Новозыбкове преподавателей пединститута (Лившиц И.М., Диамидов В.П., Макаренко А.В., Украинцев В.И., Юрченко Н.П., Савостьянок В.И). Набор на первый курс был осуществлён. Успешно сдавших вступительные экзамены абитуриентов было такое количество, что администрация училища срочно обратилась в Министерство Просвещения РСФСР с просьбой открыть по одной дополнительной группе по специальности «Учитель начальных классов, старшая пионервожатая» и «Учитель трудового обучения и черчения». Но удовлетворить желание всех сдавших экзамены в Новозыбковском педучилище не смогли. И тогда Минпрос РСФСР разрешило другим педучилищам, в которых был недобор , зачислить абитуриентов по результатам новозыбковских экзаменов. На 2, 3, 4 курс (всего 6 групп) были переведены студенты из Суражского педучилища.
В 1987 году директором педучилища был назначен Матвеенко Александр Сергеевич.
С его именем связано дальнейшее развитие образовательного учреждения.
1990 – 1995 годы – трудная пятилетка для педколлектива училища: разработка и первые выпускники по экспериментальному плану « Преподавание в начальных классах» с дополнительными специализациями в области русского языка и литературы, немецкого и английского языков, информатики, ИЗО, обслуживающего труда, музыки, внеклассной работы. С учётом подготовки на базе училища специалистов в области иностранных языков для среднего школьного звена и благодаря настойчивой работе управления образования Брянской области и администрации училища в 1996 году в БГПУ было открыто заочное отделение факультета иностранных языков. Это было сделано с целью продолжения обучения выпускниками училища с дополнительной специализацией « Учитель начальных классов с правом преподавания иностранного языка в 5 – 9 классах ». Кроме того в училище были открыты и новые специальности « Социальная педагогика», « Педагогика и методика начального образования» (группа колледжа). А в 1995 году - три лицейских педагогических класса со следующими профилями: филологический, физико – математический, иностранные языки. Целью создания таких классов таких классов было дать возможность наиболее способным и одарённым учащимся школ районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, реализовать творческие запросы, интересы и склонности в выборе предметов для их углубленного изучения, продолжения образования в БГПУ и других ВУЗах страны.
С течением времени в обществе на рынке труда менялись потребности в специалистах, соответственно, сменялись специальности в училище.
В 2001 учебное заведение получило статус колледжа и открылась новая специальность « Учитель иностранного языка».
В последующие годы открылись специальности: «Иностранный язык»-2001г., «Информатика»-2002г., «Физическая культура»-2003г., « Программное обеспечение ВТ и АС»-2007г..
Коллектив постоянно находится в творческом поиске и выполняет свои обязанности перед государством по подготовке специалистов среднего профессионального звена для общеобразовательных учреждений области и выпускников профильных классов для ВУЗов области и страны.